Дополнительные условные обозначения, проставляемые справа от основного
Характеризуют:
- материал деталей, конструктивные отличия и специальные технические требования;
- требования по шуму (вибрации);
- марка смазки, закладываемой в подшипники закрытого исполнения.
МАТЕРИАЛ ДЕТАЛЕЙ
Подшипники, отличающиеся от основного типа по материалам деталей,
конструкции, покрытием, зазором, чистоте обработки и другим признакам, имеют
дополнительные обозначения, проставляемые справа от основного.
Значение дополнительных знаков | Дополнительные знаки | |
При первом исполнении | При последующих исполнениях | |
Подшипники повышенной грузоподъемности | А | |
Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы | Б | Б1, Б2, Б3 … |
Сепаратор массивный из черных металлов | Г | Г1, Г2, Г3 … |
Сепаратор из алюминиевого сплава | Д | Д1, Д2, Д3 … |
Сепаратор из латуни | Л | Л1, Л2, Л3 … |
Сепаратор из пластических материалов (текстолита и других) |
Е | Е1, Е2, Е3 … |
Конструктивные изменения деталей подшипников | К | К1, К2, К3 … |
Детали из теплостойких сталей | Р | Р1, Р2, Р3 … |
Детали из цементируемых сталей | Х | Х1, Х2, Х3 … |
Детали из стали ШХ со специальными присадками | Э | Э1, Э2, Э3 … |
Детали из нержавеющей стали | Ю | Ю1, Ю2, Ю3 … |
Детали из редко применяемых материалов (стекло, керамика и др.) |
Я | Я1, Я2, Я3 … |
Детали из вакуумированной стали | W | W1, W2, W3 … |
Дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, ужесточенные требования по шероховатости, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т.д. |
У | У1, У2, У3 … |
Кольца и тела качения, или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме роликовых радиально-сферических двухрядных) |
Н | Н1, Н2, Н3 … |
Канавка по центру наружного кольца с тремя отверстиями для смазки (для роликовых радиально-сферических двухрядных) |
Н | |
Модифицированный контакт | М | М1 … |
Требования к температуре отпуска колец* | Т | См. таблицу “Температурный режим” |
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ
*Требования к температуре отпуска колец - градусов Цельсия |
||||||
Т | Т1 | Т2 | Т3 | Т4 | Т5 | Т6 |
200° | 225° | 250° | 300° | 350° | 400° | 450° |
Для роликовых подшипников с короткими цилиндрическими
роликами знак “К” обозначает стальной штампованный
сепаратор.
Для шариковых радиально-упорных подшипников знак
“К” определяется ГОСТ 830-89 и обозначает скосы на внутренних, наружных
или обоих кольцах.
Знак “М” обозначает наличие бомбины на образующей роликов
(модифицированный контакт) для подшипников с коническими и короткими
цилиндрическими роликами.
НОРМА ШУМНОСТИ
Нормы шумности подшипников обозначаются буквой Ш с цифровым индексом (Ш1, Ш2,
Ш3 …). По мере возрастания цифрового индекса требования к подшипнику по шуму
ужесточаются, уровень вибрации уменьшается. Знак “Ш” с цифровым индексом
ставится справа от основного условного обозначения подшипника после обозначения
конструктивных отличий (К), материала сепаратора (Д, Л, Е, Б) или колец (Ю, Х,
Р) и т.д.
- Пример: 5-8322ЛШ1, где 5 - класс точности упорного
одинарного подшипника 8322, Л – сепаратор латунный, Ш1 – норма шумности.
СМАЗКА
Заполненные пластичной смазкой подшипники закрытого исполнения в зависимости
от марки заложенной смазки имеют дополнительные обозначения, которые приведены в
таблице:
Обозначение | Марка смазк | Температурный диапазон применения – гр. Цельсия |
Группа смазки | |
наименование | ГОСТ, ТУ | |||
- | ЦИАТИМ-201 | ГОСТ 6267-74 | -60…+90 | Низкотемпературная |
С1 | ОКБ-122-7 | ГОСТ 18179-72 | -40…+100 | Приборная |
С2 | ЦИАТИМ-221 | ГОСТ 9433-80 | -60…+160 | Термостойкая |
С3 | ВНИИПМ-210 | ТУ 38.101275-72 | -60…+250 | Термостойкая |
С4 | ЦИАТИМ-221С | -60…+200 | Термостойкая | |
С5 | ЦИАТИМ-202 | ГОСТ 11110-75 | -40…+110 | Приборная |
С6 | ПФМС-4С | ТУ 6.02.917-79 | -30…+300 | Термостойкая |
С7 | ВНИИПМ-271 | ТУ 38.101603-76 | -60…+300 | Приборная |
С8 | ВНИИПМ-235 | ТУ 38.101297-78 | -60…+250 | Термостойкая |
С9 | ЛЗ-31 | ТУ 38.1011144-88 | -40…+130 | Автомобильная |
С10 | №158 | ТУ 38.101320-77 | -30…+100 | Автомобильная |
С11 | Сиол | ТУ 38.10152-74 | -30…+130 | Индустриальная |
С12 | ВНИИПМ-260 | ГОСТ 19832-74 | -60…+180 | Приборная |
С13 | ВНИИПМ-281 | ТУ 38.101123-81 | -60…+120 | Авиационная |
С14 | Фиол-29 | ТУ 38УССР201143-77 | -40…+100 | Автомобильная |
С15 | ВНИИПМ-207 | ГОСТ 19774-74 | -60…+200 | Термостойкая |
С16 | ВНИИПМ-246 | ГОСТ 18852-73 | -60…+250 | Термостойкая |
С17 | Литол-24 | ГОСТ 21150-87 | -40…+120 | Многоцелевая |
С18 | ВНИИПМ-233 | ТУ 38.101687-77 | -40…+250 | Термостойкая |
С19 | ВНИИПМ-286 | |||
С20 | ВНИИПМ-274 | ГОСТ 19337-73 | -80…+130 | Приборная |
С21 | Эра | ТУ 38.101950-83 | -60…+120 | Авиационная |
С22 | СВЭМ | ТУ 38.101982-84 | -50…+120 | Для электрических машин |
С23 | ШРУС-4 | ТУ 38УССР201312-81 | -40…+120 | Автомобильная |
С24 | СЭДА | -60…+180 | ||
С25 | ИНДА | ТУ 38.101991-84 | -30…+300 | Термостойкая |
С26 | ЛДС-3 | ТУ 38УССР201473-87 | -50…120 | Для электрических машин |
С27 | Фанол | |||
С28 | ШЕВРОН | |||
С29 | РОБОТЕМП | ТУ 38.301-40-31-94 | ||
С30 | ЮНОЛА | ТУ 38.590.1279-91 |
Обозначения, определяющие марку смазки, ставятся справа от основного
условного обозначения подшипников после всех других обозначений.
- Пример: 76-180605АК2УС9, где С9– смазка ЛЗ-31.